Рейтинг@Mail.ru
ГлавнаяПолезные статьиГИБДД → Прижмитесь вправо и остановитесь!

Прижмитесь вправо и остановитесь!

Взмахом полосатого жезла инспектор ДПС «причаливает» машину к обочине. Знакомая картина? Да. Но всегда ли такое развитие событий законно? При всей обыденности, остановка автомобиля по требованию автоинспектора, это правовой акт, который не так прост, как может показаться.

Фото: wciom.ru
Перечень оснований для остановки автомобиля сотрудником автоинспекции не столь обширен

Взмахом полосатого жезла инспектор ДПС «причаливает» машину к обочине. Знакомая картина? Да. Но всегда ли такое развитие событий законно? При всей обыденности, остановка автомобиля по требованию автоинспектора, это правовой акт, который не так прост, как может показаться. Этот процесс регламентирован целым рядом документов, в частности приказами МВД РФ №329 от 01.06.1998, а также Наставлением по работе ДПС ГИБДД МВД, утвержденных приказом МВД РФ№297 от 20.04.1999. Данные документы подробно объясняют когда и как сотрудник автоинспекции может остановить вас на дороге. В частности сотрудникам ГИБДД запрещается останавливать без необходимости (п. 13.7 «Наставления»). А если уж вас остановили, то инспектор должен не только представиться, то есть разборчиво назвать свою фамилии и звание, но и назвать причину остановки вашего авто (п. 18.2 «Наставления»). Хрестоматийный репертуар сотрудников ДПС звучит несколько иначе: «Сержант такой-то, н-цатого батальона, предъявите документы». Подобную формулировку нельзя считать объяснением причины остановки транспортного средства и если вы хотите остаться строго в пределах правового поля, можете поинтересоваться чем обусловлен интерес инспектора к вам. Пункт. 18.2 «Наставления» бязывает сотрудника ГИБДД внятно изложить причину его действий.

Перечень оснований для остановки автомобиля сотрудником автоинспекции не столь обширен и описан в пункте 13.7 «Наставления по работе ДПС»:

а) нарушение правил дорожного движения водителями или пассажирами;

б) наличие данных, свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, административного правонарушения, преступления;

в) нахождение транспортного средства в розыске, а также наличие данных об использовании транспортного средства в противоправных целях;

г) необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являются;

д) выполнение решений уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц об ограничении или запрещении движения;

е) необходимость привлечения водителя или транспортного средства для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;

ж) проверка документов на право пользования и управления транспортными средствами, а также документов на транспортное средство и перевозимый груз - только на стационарных постах ДПС, контрольных постах милиции и контрольно - пропускных пунктах. В период проведения специальных мероприятий допускается остановка транспортных средств вне стационарных постов с целью проверки водительских и регистрационных документов, а также документов на перевозимый груз. Тут есть важное уточнение – фраза о проведение спецоперации должна прозвучать, когда инспектор называет причину остановки.

Нередки ситуации, когда инспектор пытается придумать причину остановки только в ответ на ваш вопрос о ней. Чаще всего при этом вспоминают непристегнутые ремни безопасности или какое-либо другое незначительное нарушение. Важно понимать, что если причина остановки ТС была «изобретена» инспектором по ходу вашего общения, то… Это значит, что он не видел вашего правонарушения до того, как остановил автомобиль.. При этом его действия могут быть классифицированы как самоуправство, и влекут отвественность по статье 19.1 КоАП РФ (Самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей).

Существенно, что использовать добытые таким образом, то есть с нарушением закона сведения, недопустимо в соответствии с ч. 3 ст 26.2 того же Кодекса.

К сожалению, зачастую, сотрудники агрессивно воспринимают юридическую грамотность водителей. И попытка «давить инспектора статьями» может привести к противоположному результату – общение затянется. И может закончиться составлением протокола об административном правонарушении. Даже если он будет подготовлен инспектором с нарушениями, вы потратите как минимум время на его обжалование.

А кто еще?

Формально остановить автомобиль может любой сотрудник органов внутренних дел. Такое положение закреплено в «Законе о милиции» и п. 2.1.1 ПДД (в нем различий между инспектороами ДПС и другими сотрудниками милиции). Однако действительность несколько интереснее и проще для автолюбителей. Сотрудники МВД могут тормозить машины в соответствии со своими должностными обязанностями. Скажем, инспекторы Патрульно Постовой Службы могут остановить авто, для ограничения проезда в зону оцепления, а сотрудник вневедомственной охраны не имеет никаких полномочий на дороге, но если вы совершите нарушение на вверенной ему территории – может вас остановить и выписать административный протокол. Преимущественное право есть только у участковых инспекторов. Но в пределах вверенных им участков. В любом случае действия милиционеров ничем не должны отличаться от поведения сотрудников ГИБДД. Они точно так же обязаны представиться и назвать причину остановки.


Автор:
Алексей Смирнов
http://aif.ru

Нравится? Поделись!