Рейтинг@Mail.ru
ГлавнаяПолезные статьиАвтошколаУроки безопасного вождения → Основы управления автомобилем

Основы управления автомобилем

Как сидеть за рулем. 

Многие водители даже имеющие солидный стаж, часто не знают основных правил посадки за рулем манипуляций рулевым колесом или пренебрегают ими. Эти правила не так уж сложны, но их выполнение в значительной степени облегчит управление автомобилем и сделает езду более безопасной.
Однако, прежде чем садиться за руль, нужно выработать привычку к осмотру автомобиля перед выездом. При этом осматривается проезжая часть вблизи и под автомобилем (там могут оказаться опасные предметы, животные, играющие дети), проверяются фары и все внешние приборы сигнализации, чистота и целостность остекления автомобиля, особое внимание уделяется состоянию шин и степени их накачки.

Прежде всего, научимся правильно садиться в кабину легкового автомобиля. Левой рукой открываем дверь, становимся правым боком к сиденью. Затем правую руку кладем на верхнюю дугу рулевого колеса и одновременно заносим правую ногу в кабину к педали тормоза, приседая на левой ноге и подав корпус назад. При этом левая рука придерживает дверь от закрывания и опирается на нее. Опустившись на сидение, вы заносите левую ногу в кабину и располагаете ее слева от педали сцепления. Правая нога находится на педали тормоза. 

Современные автомобили имеют продольную и весовую регулировку сиденья. Регулировку угла наклона спины, а некоторые и рулевого колеса. Это позволяет с учетом индивидуальных особенностей телосложения водителей подгонять рабочее место с учетом удобства управления и обеспечения безопасности движения. Правильная посадка способствует снижению утомления при длительной езде, обеспечивает свободу движения и максимальный обзор, позволяет прилагать минимальные психологические и физические усилия для управления автомобилем.

Прежде всего, необходимо научиться правильно, регулировать сиденье по росту. Для этого, сев на сиденье (спина полностью прилегает к спинке), отрегулируйте его так, чтобы ноги свободно доставали до педалей в прижатом состоянии. При этом угол в коленном сгибе должен составлять 120-150º (для легковых автомобилей), а вытянутая не полностью распрямленная рука (левая) запястьем касается верхней точки рулевого обода. Добившись с помощью регулировки сиденья этого положения, отрегулируйте затем спинку сиденья, чтобы она полностью прилегала к спине. В этом положении отрегулируйте ремни безопасности: рука должна туго входить под пристегнутый ремень на уровне груди. Установите подголовник так, чтобы он препятствовал движению головы назад и упирался средней частью в затылок.

При правильной посадке затылок и позвоночник находятся на одной линии, близко к перпендикуляру к полу (75-90º в зависимости от роста). Психофизиологии установили, что такая осанка водителя позволяет дольше сохранять внимание в сложной дорожной обстановке.

Пуск двигателя.

Перед пуском необходимо проверить положение рычагов: стояночный тормоз должен быть выключен, рычаг переключения передач переведен в нейтральное положение. Если двигатель холодный, то нужно закрыть воздушную заслонку, нажать 2-3 раза до отказа на педаль подачи топлива (сработает насос-ускоритель и впрыснет в диффузор карбюратора топливо, чтобы облегчить пуск ); затем, включив сцепление (для уменьшения сопротивления проворачиванию коленчатого вала), повернуть ключ зажигания по часовой стрелке, одновременно слегка нажав на педаль подачи топлива, и отпустить ключ и педаль сцепления тотчас после пуска двигателя. Если с первого раза двигатель не пустился, то следует повторить поворот ключа зажигания через 5-10 с. В случае отсутствия пуска можно попробовать отрыть воздушную заслонку и, плавно нажав на педаль подачи топлива, подержать ее в отжатом положении 10-15 с, повторить включение зажигания. Если и это не помогает, нужно проверить исправность системы зажигания, питания, наличие топлива в карбюраторе.

При пуске прогретого двигателя не следует закрывать воздушную заслонку и нажимать предварительно на педаль подачи топлива, так как чрезмерное обогащение в данном случае лишь затруднит пуск.
После пуска двигателя проверить показания контрольно-измерительных приборов, обратив особое внимание на давление масла, индикатор уровня тормозной жидкости, уровень топлива.

Трогание с места.

Порядок действий при трогании с места следующий :

  1. С помощью зеркала бокового и заднего вида просматриваются зоны слева сзади автомобиля (зоны впереди справа, сбоку осмотрены предварительно).
  2. Если слева поблизости (50м) нет автомобилей, то включается указатель левого поворота. Если дорога двухполосная и загруженная а в зеркало виден ближе 50 м приближающийся слева автомобиль, лучше, обождав несколько секунд пропустить его и лишь затем включить указатель левого поворота.
Разгон автомобиля в обычных условиях должен быть плавным, но не слишком растянутым. Наиболее, плавное нажатие на педаль подачи топлива обеспечивает оптимальные условия для разгона, уменьшает износ автомобиля, выброс токсичных веществ в атмосферу и обеспечивает курсовую устойчивость автомобиля на любой дороге. Причем чем более скользкая дорога, тем умереннее и плавне должно быть увеличение подачи топлива, иначе колеса сорвутся в пробуксовку, и может возникнуть занос.

Для плавного разгона необходимо развивать чувствительность к перемещению педалей дросселей. Этому способствует правильное положение правой ноги на педали, когда нога опирается на пол каблуком и слегка сдвинута мыском вправо. Наиболее чувствительна верхняя часть стопы. Поэтому точное управление педалью дросселей удается именно этой частью стопы.
Высокий каблук и утолщенная подошва обуви затрудняют точность дозирования подачи топлива.
Не следует подкладывать под ноги скользкие покрытия (пластик, линолеум и т.п.), резиновый коврик препятствует скольжению обуви и является наиболее удобным с точки зрения безопасности.

Переключение передач. Сокращение времени разгона связано так же с умением быстро и в нужный момент переключать передачи. Рекомендуется рукоятку рычага переключения передач при перемещении ее в любую сторону брать правой рукой закрытым обхватом. При таком способе обеспечивается быстрота и точность переключений, а так же необходимая чувствительность руки. При этом, когда рычаг переводится на себя, пальцы тянут его, а ладонь контролирует его положение. При движении от себя, ладонь давит на рукоятку, а пальцы контролируют положение рычага. Смотреть на рычаг переключения не следует, взгляд должен быть направлен вперед, левая рука находится на рулевом колесе. Осторожное плавное включение сцепления, чтобы избежать рывка в трансмиссии, характерно для низших (1-,2-й и задней) передач. При включении последующих передач сцепление отпускается без промедления, так как рывка в этом случае не ощущается.
Для выключения сцепления приходиться прилагать ощутимое усилие левой ноги. Вместе с тем, особенно на низших передачах, нужно обеспечить очень плавное отпускание педали в момент включения сцепления. Этим требованиям можно удовлетворить, если нажимать на педаль средней частью стопы. Она и жесткая и чувствительная одновременно.
При этом в выжатом положении педали каблук не должен упираться в пол, так как иначе может быть неполное выключение сцепления. Очень важно приучить себя не держать постоянно ногу на педали сцепления. Это приводит к излишнему напряжению и утомлению ноги, преждевременному износу сцепления. Кроме того, в критической ситуации (если нога располагалась на педали сцепления), как правило, срабатывают обе ноги, нажимая одновременно педаль сцепления и тормоза, что значительно повышает вероятность заноса при резком торможении. Поэтому после отпускания педали тормоза левую ногу следует снять с падали и расположить ее в свободно-расслабленном состоянии на полу кабины левее педалей.
Обращайте внимание на полное выключение сцепления при переключении передач, для чего педаль следует отжимать до упора. Иначе будет затруднено переключение передач и повысится износ синхронизаторов. 

При включении вспомогательных приборов (подфарников, вентилятора, противотуманных фонарей и т.п.) нужно придерживаться следующих правил: клавиши и кнопки, расположенные слева от центральной продольной оси руля, включаются левой рукой, справа – правой. При этом рука остающаяся на ободе рулевого колеса сдвигается в его верхнюю часть на случай необходимости небольшого маневра рулевым колесом.
Рычагами переключения света фар, указателя поворотов смывателя стекла и стеклоочистителя полезно приучить себя пользоваться, не снимая рук с рулевого колеса, нажимая рычаги безымянными пальцами. При этом взгляд направлен на дорогу. Звуковой сигнал включают на легковых автомобилях большими пальцами рук, не снимая рук с рулевого колеса. Не следует во избежание поломок рычагов вспомогательных приборов прилагать к ним чрезмерные усилия.
Регулировка зеркал заднего вида. Для безопасного управления автомобилем необходимо знать, что делается сзади и с любой стороны вашего автомобиля. Поэтому после регулировки сиденья необходимо установить зеркало заднего вида по вашему росту.

К регулировке зеркал предъявляют два основных требования:

  1. При взгляде в зеркало заднего вида не требуется значительных движений головой (прогибания, откидывания и т.п.), достаточно легкого поворота (наклона) головы или просто перевода взгляда в зеркало.
  2. Регулировка зеркал должна обеспечивать хороший обзор дороги сзади и минимальные «слепые» зоны.
    Установив наилучшим образом зеркала заднего вида, водителю все-таки нужно не забывать о непросматриваемых «слепых» зонах, поэтому в сомнительных случаях лучше еще раз посмотреть назад и оценить обстановку.


Ваганов В.И., Пинт А.А. «Самоучитель безопасной езды»
Нравится? Поделись!